§ 1. Человек – это стиль. Стиль человека – его речь. Каждый ритор как языковая личность отличается индивидуальным, только ему присущим стилем. Ритор вне стиля – плохой ритор. Часто вспоминают слова французского государственного деятеля Бюффона: «Человек – это стиль». Каждый человек (а человек – это личность, образ Божий) представляет собой личность, т.е. индивидуальный, неподражаемый союз духа, души и тела. В каждом человеке необходимо развить личность, т.е. сформировать на основе образованности и культуры индивидуальные компоненты стиля личности и владения словом. Стилем называют характер, манеру, способ делания; стиль в риторике – это индивидуальный способ выражения мысли в слове. Мысль должна быть оригинальной и новой, стиль – привлекательным и впечатляющим. Последнее не предполагает работы «на публику» - ритору необходимо выбрать нужную позицию, учесть характер аудитории, найти уместный и действенный образ оратора, через который утверждается его точка зрения.
Стиль человека – это прежде всего стиль его речи: «хочешь узнать человека – вслушайся в его речь» (пословица). О том же пишет академик Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо боле точный показатель его человеческих качеств, его культуры».
§ 2. Стиль речи. В классической риторике раздел, касающийся стиля речи, следовал обычно после изобретения идей и композиции. Традиционно он назывался украшением речи. Ведь для того, чтобы построить убедительную и действенную речь, необходимо ее соответствие представлениям о прекрасном у оратора и его аудитории.
Начиная главу о стиле речи, Аристотель отмечал, что для ритора важно не только, что и где сказать, но и как сказать. М.В.Ломоносов писал: «Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение», т.е. найденные мысли необходимо выразить подходящими (приличными, уместными) и соответствующими словами.
Тот факт, что слово украшение не устарело для наших современников, доказывается самой нашей речевой практикой. Никакое серое и банальное, «нейтральное» слово не действует на воображение слушателей, но какую бы ситуацию общения мы ни взяли, везде создатель речи ищет новые, интересные, оригинальные слова и выражения. Современные (особенно молодежные издания или СМИ), пожалуй, даже злоупотребляют «красивым» словом в стремлении сформировать «новый стиль», правда, красота иногда понимается по-своему, когда для «красного словца не пожалеем ни мать, ни отца».
Понятие красоты предполагает эстетическую привлекательность любого вида речи. Так, привлекательная и убедительная речь в суде будет содержать элементы логичности, краткости, точности, чистоты, плавности и в таком смысле будет эстетически украшенной речью.
Стиль речи состоит из трех компонентов: 1) выбор слов (слова должны быть богатыми, ясными, точными, простыми); 2) оптимальное и привлекательное расположение слов в фигурах речи (фигура речи – некоторая изящная конструкция фразы, отличная от обыкновенной речи); 3) произношение (деление речи на такты, паузация, интонирование речи, темп, соответствующий восприятию речи, логические ударения, ясная артикуляция, тембр голоса, оптимальная громкость, заманивающая к слушанию речи – и вся речь поставлена на дыхание). К этому следует добавить телодвижение, поскольку с правильной постановки тела начинается оратор – необходимо чувствовать, что человек говорит всем телом, поэтому значимо все: и то, как оратор стоит, опираясь на ноги; и как жестикулирует руками, имеет ли глазной контакт с аудиторией и т.д.
Изучению и выработке собственного стиля оратора способствуют не только собственная ораторская практика, но и наблюдения за речью как образцовых, так и не образцовых, неудачных ораторов.
Искусство ритора состоит в том, чтобы эффективно располагать слова в речи. Оптимальное построение высказывания, сделанное в соответствии с замыслом говорящего и ситуацией общения, называется фигурой речи. Фигура речи предполагает искусное и украшенное расположение слов в предложении или фразе. Впрочем, особое построение можно обнаружить во всяком высказывании, ибо слово «просто так не молвится». Даже самая простая фраза или назывное предложение имеют ясную цель краткостью и сжатостью выразить стилистическое намерение создателя речи. Ср.: «Зима. Что делать нам в деревне?…» (А.С.Пушкин) или «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» (А.А.Блок).
В классических риториках фигурой речи называют украшенное построение речи, особый выразительный оборот, отличный от обыденной речи. Но можно предположить, что и самая простая речь имеет стилистический замысел украшения речи «простотой» – ср. протопопа Аввакума, который утверждал, что «не обык речь красити», но надо «в простоте Богу угождати». Однако его «простота» обладала такой степенью страстности и риторической украшенности, что снискала ему славу главного писателя-ритора XVII века и умелого стилиста.
Фигура речи отличается от обыкновенной речи не столько словесной украшенностью, сколько индивидуальным замыслом речи, который находит воплощение в целесообразной и воздействующей форме. Итак, фигура речи - искусное, украшенное построение фразы (предложения), особая конфигурация (вид, сплетение, расположение), способствующая яркому выражению мысли ритора. Замысел создателя речи может присутствовать уже в работе над однословным высказыванием (одним словом), когда с целью изменения смысла буквы в слове изымаются или прибавляются («виды претерпеваний слова»), а в сложных высказываниях можно разглядеть множество (контаминацию) фигур, непосредственно вытекающих одна из другой. Ниже попробуем построить классификацию основных фигур речи с определениями и примерами.
Классификации фигур речи представляются многочисленными, а само количество фигур - необозримым, тем не менее, и здесь можно увидеть не только определенную систему, но и традицию. Если заглянем в античные теории языка и стиля, то увидим, что фигуры по способам образования делятся на созданные путем добавления, путем сокращения, путем созвучия и путем противоположения.
Вот примеры основных фигур речи. В оставленные свободными строки впишите ваши примеры – собственные или найденные в художественной литературе. [Примеры оцениваются исходя из их качества!]
Фигуры добавления:
· Удвоение, лексический повтор - повторение одного или нескольких примыкающих слов:
Куда, куда, куда вы удалились,
весны моей златые дни? (повтор в арии Ленского)
В Москву! В Москву! (А.П.Чехов. Три сестры)
_____________________________________________________________________________________________________________
· Синонимический повтор – соположение двух или нескольких синонимов по нарастанию или убыванию:
Выступил, ушел, вырвался, убежал (Цицерон. Речь против Катилины)
Ты говоришь, она умна? Она умна, образована, эрудированна, житейски мудра и от природы талантлива.
Ты говоришь, этот человек добр? Он – добр, ________
_____________________________________________________________________________________________________________
· Анафора, единоначатие (повторение в начале)
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей (Л.Н.Толстой).
_____________________________________________________________________________________________________________
· Эпифора, единоокончание (повторение в конце):
Век просвещения – я не узнаю тебя; в крови и в пламени – не узнаю тебя; среди убийств и разрушений – не узнаю тебя! (Карамзин)
Досталась им буханка свежего хлеба – радость! Сегодня фильм хороший в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли – радость! (А.Солженицын)
________________________________________________________________________________________________________________
Совокупление, сочетание анафоры и эпифоры (симплока – греч. сплетение, повторение в начале и в конце одного и того же):
Кто первый оградил царство наше искусственными твердынями? Петр Великий. Кто первый устроил воинство и создал флоты? Петр Великий. Кто первый избрал только крепкое место к населению сего царственного града? Петр Великий. Кто созидает и украшает сей град многокрасивыми зданиями? Петр Великий (Феофан Прокопович)
_________________________________________
________
· Градация – развитие в каждом последующем элементе предыдущего, подхват, развертывание слова или словосочетания. Сопоставляется с лестницей, поскольку представляет собой «как по ступеням возвышение» (Ломоносов):
Пришел, увидел, победил.
__________
___________________________________________________________________________________________________
· Восхождение (лестница, климакс) – повторение в начале предыдущего.
Гордость рождает эгоизм, эгоизм приводит к равнодушию, равнодушие – к душевной недвижимости, а душевная недвижимость – к телесной смерти.
_____________________________________________________________________________________________________________
Многосоюзие (повторение одного и того же союза) И малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие хвалят добродетель, но не все оной следуют. (Ломоносов)
И внял я неба содроганье,
И горних ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье (Пушкин. Пророк)
___________________________________________
__________________________________________________________________
· Бессоюзие (перечисление с умышленным отсутствием союзов)
Пробил последний час фашистской Германии. Разбита и сокрушена сила ее. В прах повержена Германия. Знамя победы развевается над вражьей страной. Слава и благодарение Богу! (Алексей I, Патриарх Московский и всея Руси. 1945 год).
Превратила все в шутку сначала,
Поняла, принялась укорять,
Головою красивой качала,
Стала слезы платком вытирать…
Повернулась, пошла, оглянулась,
Воротилась, чего-то ждала,
Проклинала, спиной повернулась
И, должно быть, навеки ушла… (А.Блок)
_____________________________________________________________________________________________________________
· Антитеза (противоположность, протиповопоставление). В приведенном ниже примере найдите антитезы, синонимические повторы, градации, анафоры:
Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует…
Тексты для стилистического анализа
Ниже приведены различные тексты для стилистического анализа. Предлагаем сначала читать текст, а затем критически оценивать его стиль, причем анализировать как мысль, содержание речи, так и слова, затем - построение фразы, фигуры речи. Тексты подобраны специально контрастные как по содержанию, так и по стилистическому исполнению: от юмористического искажения правильной речи у современной секретарши до отрывков из высокохудожественных речей и сочинений классиков научной литературы и ораторства.
Необходимо учиться по нескольким предложениям определять философско-риторическую позицию, образ автора. В устном общении образ оратора отчасти предрешен внешним обликом, голосом, произношением, здесь перед вами - письменный текст, однако именно в чтении письменного текста можно увидеть, каковы мысли человека и его способность владеть языком в отборе слов, построении фраз, искусстве выражения мысли. Письменный текст отражает также и произношение, которое проявлено в написании слов, ритме, делении фразы на части.
Поэтому в каждом случае необходимо определять:
1. Какими словами пользуется автор текста.
2. Какие фигуры речи выстраивает автор, т.е. какими средствами «украшения» он создает свой текст.
3. каким может быть произношение данного текста. Мы не можем слышать произношение классических ораторов, однако остались не только описания их выступлений, но и по самому тексту можно представить или дофантазировать, каким был произносительный характер речи. Этому, кстати, может способствовать попытка прочитать текст вслух – такое чтение всегда приветствовалось в риторических классах, поскольку именно на классических отрывках вытренировывалось правильное произношение. Чтение желательно делать не декламационно-театральным, а естественным, вдумчивым и действенным, пытаясь представить цели и задачи данного текста.
К.С.Станиславский, воспитывая у артистов труппы Художественного театра чувство стиля, предлагал на слух воспринимать тексты разных писателей с тем, чтобы слушатели угадывали по стилю, чей это текст. Попробуйте сделать то же самое с другими текстами, которые вы выберете самостоятельно.
***
Я сегодня встала, честно говоря, в районе девять часов, пошла, в общем-то, скажем, ну куда-то на кухню там. А по радио, конечно, говорят:
- Дамы и господа, значит, послушайте рекламное объявление, вот, как бы оно очень важное, вроде.
А я как-то и думаю, что как бы нужно иметь денег больше, так сказать, чтобы их как бы слушать, больше 2 миллиона тристо тысяч на ихние заказы. Потом я прúняла как-то душ, посмотрела, значит, на градусник, а он как-то показывает, понимаете, о том, что сегодня ну как бы мороз. Больше как бы двадцать градусов. Одела я, значит, как бы шубу, побежала вот на остановку. А трамвай, значит, понимаете, в него – контролеры, они и говорят:
- Женщина, где это как бы ваш билет? Оплачивайте за проезд, конечно!
А я, конечно, им и отвечаю, что, значит, да ради Бога, подавитесь вы своим билетом!
А сама посмотрела на ихние часы и пóняла о том, что, как говорится, как бы сама уже опаздываю. А тут все как бы толкаются, лаются, едва вылезла из вагона, побежала вся разостроенная, хотела уже как бы нáчать печатать, а тут подруга, она как бы звóнит и говорит, значит…
(Речь секретарши. // из кн.: Александров. Риторика. )
***
Да-с! Было время, когда я ломал дурака, миндальничал, медоточил, рассыпался бисером, шаркал ногами… Любил, страдал, вздыхал на луну, раскисал, таял, холодел.. Любил страстно, бешено, на всякие манеры, черт меня возьми, трещал, как сорока, об эмансипации, прожил на нежном чувстве половину состояния, но теперь – слуга покорный! Теперь меня не проведете! Довольно! Очи черные, очи страстные, алые губки, ямочки на щеках, луна, шопот, робкое дыхание – за все это, сударыня, я теперь и медного гроша не дам! Я не говорю о присутствующих, но все женщины, от мала до велика, ломаки, кривляки, сплетницы, ненавистницы, лгунишки до мозга костей, суетливы, мелочны, безжалостны, логика возмутительная, а что касается вот этой штуки (хлопает себя по лбу), то, извините за откровенность, воробей любому философу в юбке может дать десять очков вперед!
(А.П.Чехов. Медведь. )
***
Вы знаете, дорогие друзья, что один из талантливых литературных критиков конца XIX - начала XX столетия Дмитрий Сергеевич Мережковский, большой путаник в плане философии, но человек весьма даровитый, дал, как многие считают, гениальную формулу пошлости. Он как-то написал пред лицом своих друзей на доске: «Пóшло то, что пошлó». Пошлó, то есть осело, распространилось, возгнездилось в умах и сердцах обывателей, став стереотипом, общим местом, какой-то словесной матрицей. И не нужно доказывать, что наше время в отношении языка и родной речи претерпевает сейчас достаточно печальную участь. Редко-редко мы с вами услышим, разве что в ученых аудиториях, или в общении со старинными добрыми людьми, или, общаясь с эмигрантами (дай им Бог здоровья за бережное отношение к слову!), образчик настоящей русской речи.
Но есть такая среда, есть такой вертоград заключенный, т.е. огражденный со всех сторон, языковой Эдем, рай сладости – это Alma Mater, Соборная Апостольская Святая Греко-Российская Православная Церковь. И не нужно быть ученым-филологом, изучать язык на сегментном и суперсегментном уровне, чтобы, войдя в эту среду, влившись в нее, как в тихую гавань вплывает лодочка, мало-помалу, не без удивления, наблюдать, как твоя собственная речь очищается, и мало-помалу язык возвращается к тем истокам, к тому корени, о котором сегодня мы говорим и которому посвящаем наше собрание, - трудам Кирилла и Мефодия.
Почему так? Почему православная культура в широком смысле слова и культура языковая теснейшим образом связаны с даром словесности, а, главное, очищением этого дара от пошлого, наносного, привходящего, случайного? Почему эта культура действительно формирует трибунов, ораторов, витий, проповедников, благовестников, тех, кто дерзает обращаться к современникам со словом простым, ясным и прекрасным?
Думаю, вот почему. Прежде всего, человек, входящий не извне с логарифмической линейкой, штанген-циркулем, но изнутри в лоно матери-Церкви, обретает целостность миросозерцания. Он приемлет после эклектического, лоскутного одеяла того мировоззрения, что сформировалось у него стихийным образом, богооткровенные понятия о Боге, о мире, о человеке, о словесной природе человека и о месте человека в мире. В соответствии с этими тремя осями мышления: Бог, который над нами; ближний, созданный по образу и подобию Божию, я сам, моя бессмертная, разумная, различающая добро и зло, стремящаяся к нравственному совершенству, самосознающая душа - в соответствии с этими тремя осями и развивается мое слово, приобретая ту особенную окраску, ту внутреннюю силу, те стилистические, внешние особенности, которые наполняются изнутри Духом Божиим.
И прежде всего: cognoste te ipsium, познай себя самого. Человек православный есть, прежде всего, человек внимательный. Исконная нравственная добродетель христианина – внимание ума к собственному сердцу. Православная культура прежде всего предупреждает против рассеянности, против любопытства, против поверхностного многознайства, желания знать всё и вся вокруг себя, но не желания вникать в глубины собственного сердца. И когда заквашивается этот таинственный процесс, и ученый книжник опускается умом в тигель собственного сердца, тогда начинают происходить в нем некие таинственные изменения. Он, подобно беременной женщине, зачинает, вынашивает и рождает слово. Не наспех, не абы как, не для галочки, но с определенной разумной целью…
(Устное выступление протоиерея о. Артемия Владимирова на Кирилло-Мефодиевских чтениях в Гос. ИРЯ имени А.С.Пушкина в мае 2005 г.)
Есть чему поучиться Западу у русского Востока. Есть непреходящая мудрость и доблесть в нашей истории…
И пусть не говорят, что русская культура началась всего лишь один век назад”, что русский народ малограмотен, что он и думать-то как следует не научился… Духовная культура совсем не исчерпывается культурою рассудочной – напротив, от плоского и самоуверенного рассудка истинная культура разлагается и гибнет. Но есть еще культура сердца, совести и чувства, есть культура созерцания, видения; есть культура служения, самоотречения и жертвенности; есть культура веры и молитвы; есть культура храбрости и подвижничества. Этой-то культурой строилась и держалась Россия.
***
Прежде всего, женщина – это цветок, дитя и ангел.
Женщина (неважно, знает она об этом или нет; впрочем, большинство наверняка знает) – это прежде всего цветок. Ее призвание – нежность и красота. Вот почему она требует бережливости и восхищения; и требует по праву. Нежно ее восприятие; нежна ее природная тайна, которую она в себе воплощает; нежна ее фигура; нежен ее взор. Даже самая крепкая женщина по сравнению с самым крепким мужчиной кажется и нежной и хрупкой. Женщина, не желающая ничего знать о своей нежности, изменяет своей сущности и протестует против собственной природы. Нежность обязывает ее быть красивой. Красивой может быть даже самая некрасивая из женщин. Потому что истинна не физическая, а душевная, духовная красота. Дух женщины, вселившийся в прекрасную душу, может сделать прелестной даже некрасивую на вид женщину: тогда внутренняя красота светится через незадавшуюся внешность, поет и излучает счастье; тогда с радостью замечают красавицу в особо не примечательном лице.
***
Совесть – вот первое осязательное проявление духовной жизни.
Ответьте мне, материалисты и рационалисты, скептики и прагматики, - кто вложил вам в душу властную потребность следовать в своей деятельности нормам морали и нравственности даже тогда, когда это грозит неудобствами и бедами? Кто определил сами нормы? Кто изобразил в душе вашей идеал жертвенности, чистоты и целомудрия, а, проще сказать – святости, который влечет вас неодолимой силой Истины и Любви? Кто всеял в сердце ваше жажду праведности и добра, отвращения к лицемерию, лжи и подлости?
Бог, всемилостивый и всемогущий, праведный, человеколюбивый и истинный!
(Митрополит Иоанн (Снычев). Путь ко спасению. Русский узел)
Дерзкой стайкой мальчишек и девчонок мы, раскрепощенные революцией, без спросу удрали из дома на концерт нашумевшего своими песенками артиста. Пришли с гнилыми яблоками в карманах, дабы запустить ими в презренного хлюпика, певшего про какие-то пальцы, пахнущие ладаном, про разных креольчиков и прочую гниль. Мы ведь твердили только боевые песни. На сцену вышел молодой человек: без грима, в петлице черного фрака белел цветок, светлые волосы. Кроткое выражение лица. Он казался застенчивым и вовсе не был наглецом, как мы почему-то ожидали. Он запел приятным, как бы приглушенным голосов с такой искренностью, так задушевно и просто, что мы сразу же притихли. Ни тени фальши не было в его исполнении, никакого кривляния, за которое мы было собирались его покарать. Своим талантом он покорил нас. И мы стали распевать его песенки уже иначе. В школе на переменках девчонки тащили меня к роялю и упрашивали петь про печального попугая, про верного пса Дугласа, про несбыточную весну…
(Татьяна Ивановна Лещенко-Сухомлина 1903 – 1998 - писательница, переводчица, певица, исполнительница романсов. Рассказ о Вертинском.)